БИХЭВИОРИЗМ

БИХЭВИОРИЗМ
БИХЭВИОРИЗМ (behaviorism, от англ. behavior—поведение), буквально—наука о поведении; особое направление в психологии животных и человека, разрабатывающее психологию как науку о поведении живых существ при помощи объективных методов исследования. Поведение как предмет психологии и объективное изучение как ее основной метод составляют самое существенное отличие Б. от субъективной эмпирич. психологии, для к-рой объектом психологии являлось сознание и псих, процессы, а основным методом—интроспекция, или самонаблюдение. По выражению Уотсона (J. Watson), этот метод «выворачивает наизнанку методы изучения, введенные в науку Вунд-том и Джемсом». Б. отказывается совершенно от изучения состояний сознания, психических явлений, переживаний и всей, вообще, субъективной стороны личности. Он утверждает, что поведение может изучаться, как и все прочие объекты естественных наук, объективным методом. Его основными понятиями являются стимул—реакция. Задачей при этом является установление отношений между стимулами и реакциями, позволяющее по данному стимулу предсказать реакцию и по данной реакции определить вызвавший ее стимул. Предсказание и овладение поведением в практических целях составляет основную задачу Б. Б. различает наследственные и условные реакции; в объяснении происхождения условных реакций он всецело опирается на принцип образования условного рефлекса, как он экспериментально установлен в школе И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Для Б. психология поведения не совпадает с физиологией, хотя и опирается на нее; отличие психологии в том, что она изучает личность в целом, в ее отношении со средой и развитии. Но физиология—ближайший друг психологии; «мы с трудом можем сделать в психологии шаг, не пользуясь при этом данными физиологии»,—говорит Уотсон. Б. развивает последовательно объективную и материалистическую точку зрения на психологию человека. Он порывает окончательно с дуализмом традиционной психологии, признававшей, в том или ином виде, дух и тело двумя возможными началами в человеке; он освобождается от идеалистических и метафизических наслоений, осевших на эмпирической психологии; он вносит строгую объективность и методы естествознания в ту область, где рудиментарные религиозные представления маскировались научной формой. Старая психология, говорит Уотсон, сохранила, в замаскированной, правда, форме, старое религиозное понятие «души». Однако, материализм, положенный в основу Б., не носит диалектич. характера; полное отрицание психич. стороны в поведении (или утверждение о ее непознаваемости), сведение сознания к скрытой двигательной реакции, крайний биологизм в подходе к личности человека, отсутствие учета соц. фактора в поведении человека,— все это черты механического материализма, характерного для философии Б., что, естественно, понижает научную ценность основных построений и выводов Б. Болезненные изменения личности, не вызванные органическими поражениями, Б. рассматривает как «извращения поведения». «Мы можем иметь больную личность на основе извращения навыка,—говорит Уотсон,—извращения, доведенного до такой степени, когда компенсирующие факторы (полезные навыки) недостаточны для того, чтобы поддерживать индивида в обществе». Патогенез подобных фнкц. расстройств (психоневрозов) сводится, с этой точки зрения, к механизму условных реакций, к возникновению или замыканию инадэкватных условных связей между каким-либо стимулом и реакцией («перенесенные страхи» и т. п.); терапия психоневроза сводится к перевоспитанию больного, т. е. к размыканию болезненной условной связи или к воспитанию полезных навыков. Решающим фактором терапии при этом является среда. «Новая тренировка («лечение»),—говорит Уотсон,— хотя и труднее, однако, нисколько не таинственней и не чудеснее, чем обучение младенца хватанию леденца или отдергиванию руки от пламени свечи». Психологическая природа лечения психоневротика тождественна с психологической основой всякого воспитания и перевоспитания. Б. пытается построить учение о психоневрозах и психотерапии на объективно-психологической основе. В этом смысле он противополагает себя психоанализу (школе Фрейда) как субъективному методу лечения психоневрозов. Б., так же, как и психоанализ, видит корни подобного заболевания в самом раннем детстве, иногда—в младенчестве; старые системы реакций, инфантильные установки в этих случаях овладевают поведением больного. Но для объяснения этого Б. не прибегает к «бездонности бессознательного Фрейдовской школы». В частности, причину нестойкости многих случаев психоаналитического лечения Б. видит в том, что этот метод имет дело почти исключительно с вербальными реакциями больного. Корни Б. лежат в зоопсихологии. При изучении психологии животных особенно наглядно обнаруживается несостоятельность и бесплодность традиционной психологии как науки о явлениях сознания. «Неестественно было бы думать и говорить о мыслях и желаниях какой-нибудь амебы или инфузории»,—говорит И. Н. Павлов, объясняя неизбежность возникновения школы объективной зоопсихологии (представленной в Америке—Лёбом, в Германии—Икс-кюлем, Бете и Веером), к-рой «волей-неволей пришлось оставить субъективную точку зрения и пробовать ввести объективные приемы исследования и терминологии». Эта школа была, по правильному замечанию Уотсона, «скорее реакцией на антропоморфизм, а. не на психологию как науку о сознании». Эксперименты Ллойд Моргана в Англии в 90-х гг. XIX в. над поведением животных, порвавшие с антропоморфизмом в зоопсихологии, и исследование Э. Торндайка (Thorn-dike), к-рому, по выражению И. П. Павлова, принадлежит «честь первого по времени выступления на новый путь» (1898 г.), являются предшественниками Б.—В области зоопсихологии Б. произвел настоящую революцию. Субъективная психология животных не имела научного базиса. Она исходила из взгляда, к-рый в корне противоречит эволюционному принципу и исключает применение его при изучении поведения животных. Вундт (Wundt) этот взгляд формулировал в требовании: судить о психологии животных, исходя из нашей собственной психики. Эта зоопсихология, вместо того, чтобы итти общим путем биол. наук, построенных на эволюционном принципе, шла не снизу вверх—от животных к человеку, прослеживая шаг за шагом постепенное развитие высших форм поведения из низших, а сверху вниз—от человека к животному, перенося на животных по внешнему сходству сложные психологические образования, наблюдаемые у человека, приписывая, напр., муравью—чувство долга (Генкель), быку— чувство благоговения (Сикорский) и т. п.— Б. отказался от самонаблюдения и внес объективную точку зрения в психологию животных. Только с этого момента сделалось возможным правильное и последовательное применение эволюционного метода в сравнительной психологии. Так, В. А. Вагнер дал в своих оригинальных работах строго научную картину эволюции строительных инстинктов у ласточек и пауков. Рассматривая поведение животного как особую форму приспособления его к окружающей среде, Б. различает в поведении наследственные реакции, сложившиеся в процессе филогенетического развития, и индивидуально-приобретен ные условные реакции, возникающие в процессе онтогенетического развития. Простейшими формами наследственных реакций, встречаемыми уже у растений и низших животных, являются тропизмы (см.); безусловный рефлекс (см.), или наследственный, является простейшей единицей наследственного поведения у животных, обладающих нервной системой; инстинкты (см.) и эмоции (см.) представляют сложные образования того же самого этажа поведения. Условные рефлексы (см.), надстраивающиеся на основе наследственных, представляют простейшую форму индивидуально - приобретенного поведения. Сложные образования и соединения условных рефлексов дают начало привычкам, или навыкам. Такова краткая схема основных форм поведения в их генетической последовательной зависимости, которая лежит в основе бихэвиоризма. В настоящем своем виде Б. является продуктом американской психологии. Уотсон первый в статье «Psychology from the standpoint of a behaviorist» («Психология с точки зрения бихэвиориста»), опубликованной в «Psychological Review» в 1913 г., развил идею Б. как особой научной дисциплины; он же дал первое систематическое изложение психологии поведения (1919 г.). В настоящее время Б. представляет мощное научное двия-сение, имеющее множество сторонников, отдельных научных школ, богатую литературу и пр. и оказывающее сильное влияние на европейскую психологию. Б., однако, в его наст, виде не представляет чего-то единого и цельного; внутри этого направления имеются отдельные течения, существенно отличающиеся друг от друга; так, психо-Б. пытается фактически совместить объективную и субъективную точки зрения в психологии; радикальный, или крайний Б. (behaviorism proper) совершенно отказывается от данных самонаблюдения и от исследования психических процессов, т. е. субъективной стороны поведения. В последнее время Б. оказал большое влияние на реформу психологии в СССР; критика субъективной психологии, психология поведения, защита объективного метода, материалистическое понимание психологии в работах психологов-марксистов (Блонский, Корнилов и др.),—все это в значительной степени опиралось на Б. Но, вместе с тем, упрощенно-механистические основы Б. были подвергнуты психологами-марксистами резкой и справедливой критике. Лит.: Уотсон Джон В., Психология как наука о поведении, М.—Л., 1926; Корнилов К. Н., Современная психология и марксизм, Л., 1924; Блонский П. П., Очерк научной психологии, М., 1921; Вагнер В. А., Биологические основания сравнительной психологии, т. I, Петербург, 1910, т. II,' Петербург, 1913; Т h о г n d i k e E. L., Animal intelligence, N. Y., 1911; Washburn M. FL, The animal mind, N. Y., 1908; Weiss A. P., A theoretical basis of human behavior, Columbus, 1925; Eussel В., Analysis of mind, L., 1922; Pills-burg W. В., The fundamentals of psychology, New York, 1923.                                   Л. Выготский.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "БИХЭВИОРИЗМ" в других словарях:

  • Уотсон Джон Бродес — Уотсон (Watson) Джон Бродес (9.1.1878, Гринвилл, штат Юж. Каролина, √ 25.9.1958, Нью Йорк), американский психолог, основоположник бихевиоризма. Профессор университета Дж. Хопкинса в Балтиморе (1908√20). Концепция У., созданная на основе… …   Большая советская энциклопедия

  • Уотсон — I Уотсон (Watson)         Дейвид Мередит Сирс (18.6.1886, Манчестер, – 23.7.1973), английский палеонтолог, член Лондонского королевского общества (1922; в 1938–39 вице президент). Окончил Манчестерский университет (1907). С 1912 преподавал в… …   Большая советская энциклопедия

  • УОТСОН —         (Watson) Джон Бродес (9.1. 1878, Гринвилл, шт. Юж. Каролина, 25.9.1958, Нью Йорк), амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Концепция У., созданная на основе исследований животных, явилась реакцией на методы интроспективной психологии …   Философская энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение), направление в амер. психологии; рассматривает все феномены психич. жизни человека и животных как совокупность актов поведения, к рое трактуется широко как все виды реакций организма на стимулы внеш. среды. Б. возник …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, метод исследования сложных речевых реакций, детально разработанный в экспериментальной психологии Траушольдтом (Тгаи scholdt, 1881 г.), Крепелином (Kraepelin), Ашаффенбургом (Aschaffenburg, 1898 г.) и Врешнером… …   Большая медицинская энциклопедия

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»